О моём друге
Я хочу вспомнить о своем товарище, крупном ученом, замечательном педагоге и альпинисте Вадиме Прокопьевиче Денисове.
Вадим родился 16 марта 1933 г. на Дальнем Востоке, на реке Селемджа, где работал прииск по добыче благородных металлов. Это было таежное место, без всяких благ цивилизации, где мальчишки быстро превращались в крепких мужиков, где было воспитано настоящее уважение к природе, ее опасностям и воспитывалось умение выживать в разных ситуациях.
У Вадима было еще двое братьев. Когда Вадим пошел в школу, в мирную жизнь миллионов людей ворвалась война и отец Вадима ушел на фронт. В 1942 году он погиб, защищая Родину на Ленинградском фронте.
Мама с тремя детьми уехала в Томск к своей матери, у которой уже жили двое внучат. Все разместились в небольшом деревянном доме, рядом с которым был (какое счастье!) домашний огород. Летом на этом огороде выращивали картошку, другие овощи, зелень.
Наши мамы и бабушки – героические женщины, давшие нам жизнь и вырастившие нас в эти героические годы.
Когда Вадим учился в 8 классе, его преподавателем физики был замечательный учитель Сан Саныч – Александр Александрович Сироткин. Он заметил способного юношу и поощрял его к знаниям по физике. Вадим навсегда сохранил искреннее уважение к своему школьному наставнику, который приобщил его и к классической музыке, всю жизнь им любимой.
Окончив школу с серебряной медалью, Вадим поступил на радиотехнический факультет Томского политехнического института. Это был для меня дружеский факультет, потому что я учился на радиофизическом факультете Томского университета.
В политехническом институте было много студентов, занимавшихся разными видами спорта. Была там и сильная секция туризма и альпинизма, которая и свела нас в горах.
После окончания института с отличием, Вадим поступил в аспирантуру и защитил диссертацию, получив звание кандидата технических наук.
Экспедицию, впервые в истории составленную из томских альпинистов, организовал молодой научный сотрудник томского политеха Герман Андреев. К этому моменту, он был уже известным прыгуном с трамплина, победителем крупных соревнований и даже был включен в сборную страны на предстоящих Олимпийских играх. Но ему не разрешили выехать за рубеж, – он работал над некоторыми вопросами в атомной отрасли.
С Германом Андреевым судьба свела меня в 1959 году в альпинистском лагере Актру, в мою первую поездку в горы на Алтай.
Герман был моим первым инструктором, уже опытным горовосходителем, веселым и талантливым педагогом. С этого момента, началась наша дружба, продлившаяся до самого последнего момента его жизни.
Наш лидер подбирал в экспедицию самых сильных и выносливых ребят, задавая тяжелейшие тренировки. Он был уже опытным организатором восхождений в далеких горах и знал, что в экспедицию в район Белухи ему понадобится радист. На эту роль он сразу определил Вадима Денисова, своего одногодка и состоявшегося научного исследователя.
Они знали друг друга, и Герман Андреев был уверен в надежности Вадима. Кстати, в 1963 году, Вадиму и Герману исполнилось каждому по 30 лет.
Я хорошо помню, как Вадим колдовал и настраивал стационарную радиостанцию, искал лучшие места для радиосвязи. В составе нашей экспедиции были молодые ребята, выпускники нескольких вузов Томска. Из моего университета Герман отобрал в экспедицию меня и Василия Петренко.
Главной спортивной целью экспедиции было первовосхождение или, другими словами, траверс четырех вершин всей подковы массива Белухи. В эту штурмовую группу на траверс Андреев отобрал Женю Кузнецова, Валерия Ольшанского и меня. У нас была рация для связи с наблюдателями и базовым лагерем. Работа радиостанции была согласована с пограничниками, которые дали для выхода в эфир позывные – «капкан один» и «капкан два».
На первом этапе подъема по крутому гребню вершины 25 лет Октября рация работала исправно, и мы поддерживали постоянную связь с наблюдателями утром и вечером.
Но алтайское лето в горах непредсказуемо. Нас очень круто прижала непогода, снежные залпы с грозой, полное отсутствие видимости. Непогода задержала нас на первом же этапе на несколько дней, и когда мы достигли первой вершины, рация уже молчала, питание кончилось. Все остальные происшествия и трудности их преодоления мы с Женей Кузнецовым описали в своих книгах.
Был критический момент в нашем траверсе, когда мы, предельно истощенные, спускались ночью с Западной вершины Белухи на перемычку, и я сорвался в ледовый кулуар. На следующее утро наших усилий хватило только на спуск на снежные поля перемычки.
Но, к счастью, небольшой отряд наших ребят пробился к нам со склонов Восточной Белухи, и, если честно, спас наши жизни. Это была группа Виталия Хижняка. Я буду навсегда благодарен этим ребятам, которые позволили пройти нашей четверке оставшийся маршрут и благополучно вернуться в базовый лагерь.
Вадим продолжал заниматься альпинизмом до середины 80-х годов. Вспоминаю один замечательный эпизод из его жизни в горах. В 1964 году Герман Андреев организовал экспедицию на пик Ленина. Во время восхождения на этот семитысячник в экспедицию пришла радиограмма, что у Вадима и его жены Светланы родился сын. История умалчивает, как вся экспедиция отмечала это прекрасное событие.
После экспедиции на Белуху я, закончив университет, уехал из Томска, и все мои сборы и экспедиции в горах были связаны с новосибирскими альпинистами на протяжении больше 30 лет. Поэтому последующие годы жизненного пути Вадима Денисова я транслирую из официальной справки, которую переслали мне из ТУСУРа.
С 1962 по 1967 годы он работал заместителем по науке и главным инженером томского КБ «Проект», который был знаменит, в том числе, выпуском радиоприемника «Томь».
Его сотрудниками и руководителями были давние коллеги и пожизненные друзья Феликс Перегудов и Марк Райзман. В Томске на месте института железнодорожного транспорта, переведённого в город Омск, в 1962 году, открылся новый учебный институт ТИРиЭТ, который в настоящее время называется ТУСУР (Томский университет систем управления и радиоэлектроники). В этот большой институт в 1967 году переходит работать Вадим Прокопьевич и участвует в создании кафедры РТС (радиотехнических систем). В начале 80-х годов, ректором этого института становится Ф.И. Перегудов, который был пассионарным человеком, выдвигал различные идеи по развитию института и в целом по модернизации высшей школы, в недалеком будущем министр высшего образования. Некоторые из этих идей он обсуждал с Вадимом Прокопьевичем, и это содружество помогало укреплять авторитет института. В 1991 году Вадим Денисов стал деканом радиотехнического факультета на целое десятилетие. Это были непростые, самые тяжелые годы и для всей России, и для всего высшего образования. Как можно было сохранить в эти годы факультет, какими надо было обладать способностями и сколько было потрачено нервов – об этом могут рассказать только друзья и соратники Вадима Прокопьевича. Я могу только цитировать официальную справку: «Дважды лауреат конкурса Томской области в сфере образования и науки. Почетный работник высшего профессионального образования России».
Уже получив статус пенсионера, Вадим Денисов ни на один день не оставил свою работу в институте. Я был восхищен и потрясен его работоспособностью, целеустремленностью и огромной ответственностью за свое дело. Многие годы он продолжал оставаться деканом РТФ, в 90 лет читал лекции, вел семинарские занятия и помогал аспирантам. Такие люди – это настоящие самородки в нашей жизни.
Моя судьба сложилась так, что уже в новом, 21-м веке я стал тесно сотрудничать с Госкорпорацией «Росатом». Появились командировки по атомной линии в город Томск и в город Северск. В наши студенческие годы мы называли город Северск, как 5-й почтовый ящик. На некоторых зарубежных картах наш студенческий город носил название Атомск. Прилетая в Томск, я всегда искал встречи с моими сокурсниками, друзьями по горным восхождениям и временами это было самой важной частью поездки в мой родной Томск. Я несколько раз был на встрече с моими товарищами в таком легендарном месте, которое называлось Хатаяма. Это было подвальное помещение, в котором хозяином его был Володя Исаев, выпускник политехнического института, альпинист, любитель бардовской песни, готовой в любой момент собрать у себя верных друзей. Он превратил это помещение в замечательную кают-компанию, куда приходили вечером на дружеские посиделки альпинисты, туристы, талантливые люди с гитарой. Это было место для воспоминаний, веселых шуток, дружеских объятий и вкусного застолья. Несколько раз в этой Хатаяме я встречался с Вадимом Прокопьевичем. Обычно мы сидели рядом друг с другом, подпевали знакомым песням, разговаривали, что-то обсуждали из текущих событий, прямо картина «Бойцы вспоминают минувшие дни». Однажды на эти посиделки появился наш неизменный лидер томского альпинизма Герман Андреев. Мы были очень рады услышать от него некоторые неизвестные нам детали экспедиции 1963 года на Белуху. Для меня это была последняя встреча с капитаном, руководителем нашей четверки восхождения на суровую Белуху.
В одной из своих командировок в Томск, мы с Василием Петренко позвонили Вадиму Денисову и договорились о встрече. Вадим заехал за нами на своей машине, и мы поехали на его дачу в поселке Медведка (район Алаево). Вся территория дачного поселка была расположена в сосновом бору, и сразу ощущался чистый прекрасный лесной воздух. Дача у нашего друга была очень скромной в виде одноэтажного дома с верандой, но главное, была выстроена баня. В ней-то мы с Василием прекрасно попарились, а потом Вадим пригласил нас попить чайку и принять рюмочку с замечательной закуской, приготовленной его обаятельной супругой Светланой Михайловной. Во время разговоров за столом выяснилось, что Светлана Михайловна закончила историко-филологический факультет Томского университета. Я немедленно вставил реплику, что и моя жена училась на этом факультете. Было еще одно совпадение – в семье Вадима и Светланы уже выросло трое детей и в моей семье было такое же количество ребят, продолжающих наш род. Конечно, пошли разговоры о детях, кто где учился и где теперь работает. В этом разговоре я подумал про себя, что, если бы я жил в Томске мы бы обязательно дружили семьями и я бы с удовольствием приезжал к Вадиму на дачу пообщаться и поговорить «за жизнь» в этом чудесном месте. В тот день встречи в Медведке мы успели погулять по поселку, потом выйти по небольшой тропе к берегу Черной речки и нам вольно дышалось воздухом соснового бора. Вечером мы на машине Вадима выехали в Томск. Никогда не забуду, как мы держали путь по дороге, окаймленной с двух сторон высокими соснами, а впереди по всему небу полыхало красное закатное небо. Это была картина, достойная кисти большого художника.
Последний раз я встретился с Вадимом зимой 2018 года, в его большой квартире в Томске. Светланы Михайловны в эти дни в доме не было. И мы несколько вечерних часов провели в разговорах с Вадимом на разные темы. Он был очень разносторонним человеком, поэтому наш разговор был многоцветным. Конечно, мы разговаривали о ситуации в стране, новом поколении студентов, прочитанных книгах, и даже затрагивали сложные космические темы. Есть собеседники, с кем можно долго и интересно разговаривать по многим научным проблемам, перебивая нити разговоров шуткой и веселыми байками. Вадим был человеком из этого высокого сословия, в высшей мере интеллигентным и мудрым человеком. Но при этом, что очень важно, всегда выслушивал доводы партнера, что видимо помогало ему в профессии, в его руководстве деканатом, в его служении науке и подготовке кадров. Сколько же тысяч студентов получили новые знания и профессию благодаря профессору Вадиму Прокопьевичу Денисову!
Мы, еще живущие в этом мире, должны гордиться нашими необычайно талантливыми товарищами и передавать нашу память о них следующему поколению.
Валерий Меньщиков,
член Общественного совета Госкорпорации РОСАТОМ,
мастер спорта СССР по альпинизму.
июнь 2025г.
г. Москва
свернуть